Конспект ООД по познавательно-речевому развитию «Моя малая Родина »
Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Задачи:
Образовательные: Закрепить и обобщить знания детей о своей малой Родине. Прививать детям интерес к истории родного края. Расширять представления о многообразии природы ; о труде людей края.
Развивающие: Развивать память, внимание, логическое мышление.
Речевые: Обогащать речь детей, развивать умение использовать в речи предложения, различные по строению и сложности.
Воспитательные: Воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, ремеслам, любознательность, любовь к родному краю.
Материалы: Символика Краснодарского края, подборка стихотворений, фото , папка с изображением овощей и фруктов , цветок .
Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, старых фотографий.
Ход занятия:
Ребенок: Холмы, перелески,
Луга и поля_
Родная зеленая
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел, когда то,
К развилке дорог.
И понял – что это
Раздолье полей-
Частица великой
Отчизны моей!
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?
Дети: Об Отчизне
Воспитатель: Что такое Отчизна?
Дети: Это Родина.
Воспитатель: У каждого человека есть своя Родина. Это страна, где он живет. А как вы понимаете слово Родина?
Дети: Родина – это дом, где мы живем, где живут наши папа и мама. Это наш детский сад, куда мы приходим каждый день
Воспитатель: А как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Как называется столица нашей Родины?
Дети: Москва.
Воспитатель: Но есть у человека еще и малая Родина. Это край, район, город или станица, где он живет. И вот сегодня мы поговорим о нашей малой Родине.
Воспитатель: Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!
Там вечер просторный
И песня простая.
У клуба – парнишек
И девушек стая.
Там примут тебя
Как хорошего друга,
Покажут, как землю
Ворочают плугом,
Как хлеб убирают,
Как стол накрывают,
Как в горнице гостя
У нас угощают.
Кубанцы на зависть
Умеют трудиться.
Там где-то саманный
Курень мой дымится,
Увитый густой
Виноградной лозою,
Мой бойкий домишко
С антенной косою.
Весёлые окна,
Открытые ставни,
Дымок над трубою
Как выстрел недавний.
Люблю тебя. Край мой,
Простор краснодарский.
И труд хлебороба.
И песни. И пляски.
И пыль под копытами
На ипподроме,
И яркую лампочку
В маленьком доме,
Улыбку и радость
На лицах казачьих –
Суровых и смуглых,
Простых, но горячих!
Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!
(Виктор Михайлович Гончаров)
Воспитатель: Кто мне скажет, о чем говорится в этом стихотворении?
Ответы детей.
- Как называется наш край, наша малая Родина?
Дети: Краснодарский край.
Воспитатель: Вспомните другое название Краснодарского края.
Дети: Кубань.
Воспитатель: Назовите столицу Краснодарского края.
Дети: Город Краснодар.
Воспитатель: Как раньше назывался Краснодар?
Воспитатель: Давным-давно этот город был назван в честь Екатерины-2, подарившей Кубанские земли казакам в благодарность за верную службу. Название этого города был таким- Екатеринодар- дарованный Екатериной. Но, спустя годы, город переименовали в Краснодар.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, что у каждой страны есть свои знаки – символы государства. Кто вспомнит и назовет их.
Дети: Флаг, герб, гимн.
Воспитатель: Правильно, есть они и у Кубани. Покажите мне флаг Кубани и назовите, пожалуйста, цвета.
Дети: Синий, малиновый, зеленый.
Воспитатель: Что означает и напоминает синий цвет?
Дети: Цвет моря, неба, речки.
Воспитатель: О чем говорит малиновый цвет?
Дети: Цвет солнца, когда оно всходит и заходит.
Воспитатель: А зеленый цвет?
Дети: Зеленый – цвет травы, леса, поля.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно назвали и ответили.
Воспитатель: Какой еще символ есть в Краснодарском крае?
Дети: Герб.
Воспитатель: Покажите мне герб Краснодарского края.
Дети берут в руки герб Краснодарского края и рассматривают его.
Воспитатель: Что означает крепость на щите?
Дети: Это означает, что казаки защищали границы.
Воспитатель: А почему щит окружают знамена?
Дети: Знамена казаки получили за верную службу Отечеству и отвагу.
Воспитатель: Вы видите в середине две буквы РФ. Это означает, что наш край входит в состав Российской Федерации — России.
Воспитатель: Ну вот мы с вами рассмотрели символику Краснодарского края, и я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие по нашей малой Родине. Возьмем в руки волшебный цветок, оторвем лепесток, закроем глаза
1, 2, 3…
Лепесток лети, лети!
Открываем глазки и вот наша первая остановка .
«ХЛЕБНЫЙ КОЛОСОК»
Ребенок: Золотистый колосок,
Кто расти тебе помог?
Теплый ветер,
Майский гром,
Солнце в небе голубом.
А еще людские руки,
Что в труде не знали скуки.
Мне не стать без них таким:
Сильным, рослым, золотым.
Воспитатель: Богат краснодарский край хлебами, фруктами и овощами. А какие сельскохозяйственные культуры выращивают у нас в Краснодарском крае?
(Дети по очереди читают загадки, остальные – отгадывают.)
В этих желтых пирамидках
Сотни зерен аппетитных (кукуруза)
Повернулось к солнцу
Золотое донце (подсолнух)
В поле - метёлкой,
В мешке – золотом (овес)
С неба солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною
Золотые усачи (пшеница)
Воспитатель: Какой вид транспорта участвует в уборке урожая?
Дети: Трактора, комбайны, машины.
Воспитатель: Люди каких сельскохозяйственных профессий живут у нас в станице?: Механизаторы, шоферы, животноводы, птицеводы.
Воспитатель: У нас на Кубани говорят: - Будет хлеб – будет и пища. А ведь и на самом деле, без хлеба и не насытишься.
А наше путешествие продолжается. Отрывает следующий лепесток…
1, 2, 3…
Лепесток лети, лети!
Наша остановка «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА»
Ребенок :Стоит в саду кудряшка,
Белая рубашка.
Сердечко золотое,
Что это такое? (ромашка)
Воспитатель: В Краснодарском крае более 3000 видов растений. Только на Кубани такое разнообразие растений. Много заповедных зон, которые расположены по побережью. Ребята, а для чего нужны заповедники? Кто и что там находится?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а что такое лекарственные травы? Какие лекарственные травы вы знаете?
Ответы детей.
Отрываем следующий лепесток…
1, 2, 3…
Лепесток лети, лети!
Остановка «ДОМ РОДНОЙ»
Воспитатель: Вот мы все ближе и ближе к дому. Ребята, как называется район, в котором мы с вами живем? -А скажите мне, как называется наше село? Кто знает почему она так называется? Давайте рассмотрим фото нашего села!
Воспитатель: Ну вот и заканчивается наше путешествие. У нас с вами остался всего один волшебный лепесток, с помощью которого мы с вами вернемся домой.
1, 2, 3…
Лепесток домой лети!
Воспитатель: Вот мы и дома. Родные стены, родной детский сад. А самое главное- это то, что наша жизнь продолжается на нашей знаменитой прекрасной Родине, название которой Кубань!