Конспект ООД по познавательно-речевому развитию «Моя малая Родина »

16.09.2014 23:35

 

Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Задачи:

Образовательные: Закрепить и обобщить знания детей о своей малой Родине. Прививать детям интерес к истории родного края. Расширять представления о многообразии природы ; о труде людей края.

Развивающие: Развивать память, внимание, логическое мышление.

Речевые: Обогащать речь детей, развивать умение использовать в речи предложения, различные по строению и сложности.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, ремеслам, любознательность, любовь к родному краю.

Материалы: Символика Краснодарского края, подборка стихотворений, фото , папка с изображением овощей и фруктов , цветок .

Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, старых фотографий.

Ход занятия:

Ребенок: Холмы, перелески,

Луга и поля_

Родная зеленая

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел, когда то,

К развилке дорог.

И понял – что это

Раздолье полей-

Частица великой

Отчизны моей!

 

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение?

Дети: Об Отчизне

Воспитатель: Что такое Отчизна?

Дети: Это Родина.

Воспитатель: У каждого человека есть своя Родина. Это страна, где он живет. А как вы понимаете слово Родина?

 

Дети: Родина – это дом, где мы живем, где живут наши папа и мама. Это наш детский сад, куда мы приходим каждый день

Воспитатель: А как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Как называется столица нашей Родины?

Дети: Москва.

Воспитатель: Но есть у человека еще и малая Родина. Это край, район, город или станица, где он живет. И вот сегодня мы поговорим о нашей малой Родине.

Воспитатель: Ты был на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди,

Прославленный край!

Там вечер просторный

И песня простая.

У клуба – парнишек

И девушек стая.

Там примут тебя

Как хорошего друга,

Покажут, как землю

Ворочают плугом,

Как хлеб убирают,

Как стол накрывают,

Как в горнице гостя

У нас угощают.

Кубанцы на зависть

Умеют трудиться.

Там где-то саманный

Курень мой дымится,

Увитый густой

Виноградной лозою,

Мой бойкий домишко

С антенной косою.

Весёлые окна,

Открытые ставни,

Дымок над трубою

Как выстрел недавний.

Люблю тебя. Край мой,

Простор краснодарский.

И труд хлебороба.

И песни. И пляски.

И пыль под копытами

На ипподроме,

И яркую лампочку

В маленьком доме,

Улыбку и радость

На лицах казачьих –

Суровых и смуглых,

Простых, но горячих!

Ты был на Кубани?

А ты побывай.

Отличные люди,

Прославленный край!

(Виктор Михайлович Гончаров)

Воспитатель: Кто мне скажет, о чем говорится в этом стихотворении?

Ответы детей.

- Как называется наш край, наша малая Родина?

Дети: Краснодарский край.

Воспитатель: Вспомните другое название Краснодарского края.

Дети: Кубань.

Воспитатель: Назовите столицу Краснодарского края.

Дети: Город Краснодар.

Воспитатель: Как раньше назывался Краснодар?

Воспитатель: Давным-давно этот город был назван в честь Екатерины-2, подарившей Кубанские земли казакам в благодарность за верную службу. Название этого города был таким- Екатеринодар- дарованный Екатериной. Но, спустя годы, город переименовали в Краснодар.

Воспитатель: Вы знаете, ребята, что у каждой страны есть свои знаки – символы государства. Кто вспомнит и назовет их.

Дети: Флаг, герб, гимн.

Воспитатель: Правильно, есть они и у Кубани. Покажите мне флаг Кубани и назовите, пожалуйста, цвета.

Дети: Синий, малиновый, зеленый.

Воспитатель: Что означает и напоминает синий цвет?

Дети: Цвет моря, неба, речки.

Воспитатель: О чем говорит малиновый цвет?

Дети: Цвет солнца, когда оно всходит и заходит.

Воспитатель: А зеленый цвет?

Дети: Зеленый – цвет травы, леса, поля.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно назвали и ответили.

Воспитатель: Какой еще символ есть в Краснодарском крае?

Дети: Герб.

Воспитатель: Покажите мне герб Краснодарского края.

Дети берут в руки герб Краснодарского края и рассматривают его.

Воспитатель: Что означает крепость на щите?

Дети: Это означает, что казаки защищали границы.

Воспитатель: А почему щит окружают знамена?

Дети: Знамена казаки получили за верную службу Отечеству и отвагу.

Воспитатель: Вы видите в середине две буквы РФ. Это означает, что наш край входит в состав Российской Федерации — России.

Воспитатель: Ну вот мы с вами рассмотрели символику Краснодарского края, и я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие по нашей малой Родине. Возьмем в руки волшебный цветок, оторвем лепесток, закроем глаза

1, 2, 3…

Лепесток лети, лети!

Открываем глазки и вот наша первая остановка .

«ХЛЕБНЫЙ КОЛОСОК»

Ребенок: Золотистый колосок,

Кто расти тебе помог?

Теплый ветер,

Майский гром,

Солнце в небе голубом.

А еще людские руки,

Что в труде не знали скуки.

Мне не стать без них таким:

Сильным, рослым, золотым.

Воспитатель: Богат краснодарский край хлебами, фруктами и овощами. А какие сельскохозяйственные культуры выращивают у нас в Краснодарском крае?

(Дети по очереди читают загадки, остальные – отгадывают.)

В этих желтых пирамидках

Сотни зерен аппетитных (кукуруза)

Повернулось к солнцу

Золотое донце (подсолнух)

В поле - метёлкой,

В мешке – золотом (овес)

С неба солнце золотое

Золотые льёт лучи.

В поле дружною стеною

Золотые усачи (пшеница)

Воспитатель: Какой вид транспорта участвует в уборке урожая?

Дети: Трактора, комбайны, машины.

Воспитатель: Люди каких сельскохозяйственных профессий живут у нас в станице?: Механизаторы, шоферы, животноводы, птицеводы.

Воспитатель: У нас на Кубани говорят: - Будет хлеб – будет и пища. А ведь и на самом деле, без хлеба и не насытишься.

А наше путешествие продолжается. Отрывает следующий лепесток…

1, 2, 3…

Лепесток лети, лети!

Наша остановка «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА»

Ребенок :Стоит в саду кудряшка,

Белая рубашка.

Сердечко золотое,

Что это такое? (ромашка)

Воспитатель: В Краснодарском крае более 3000 видов растений. Только на Кубани такое разнообразие растений. Много заповедных зон, которые расположены по побережью. Ребята, а для чего нужны заповедники? Кто и что там находится?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а что такое лекарственные травы? Какие лекарственные травы вы знаете?

Ответы детей.

Отрываем следующий лепесток…

1, 2, 3…

Лепесток лети, лети!

Остановка «ДОМ РОДНОЙ»

Воспитатель: Вот мы все ближе и ближе к дому. Ребята, как называется район, в котором мы с вами живем? -А скажите мне, как называется наше село? Кто знает почему она так называется? Давайте рассмотрим фото нашего села!

Воспитатель: Ну вот и заканчивается наше путешествие. У нас с вами остался всего один волшебный лепесток, с помощью которого мы с вами вернемся домой.

1, 2, 3…

Лепесток домой лети!

Воспитатель: Вот мы и дома. Родные стены, родной детский сад. А самое главное- это то, что наша жизнь продолжается на нашей знаменитой прекрасной Родине, название которой Кубань!