Консультация: «Формирование правильной осанки».
Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении. Формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает человека красивым, способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма. К нарушениям осанки могут привести различные заболевания. В первую очередь – рахит, гипотрофия, инфекционные заболевания, плоскостопие, неполноценное питание, неверно подобранны Необходимо следить за правильной осанкой детей во время занятий, приёма пищи, игр за столом.
Правильная поза при посадке:
- мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела, ребенок сидит глубоко на стуле;
- ноги стоят на полу или на планке под прямым или тупым углом;
- локти не должны находиться на весу;
- голову слегка наклонить при рисовании, конструировании;
- расстояние от глаз до рабочей поверхности альбома должно соответствовать расстоянию от локтя, поставленного на стол до кончиков пальцев, касающихся виска;
- расстояние между грудной клеткой ребёнка и краем стола – ладонь прижать во внутрь большим пальцем.
особую опасность неправильная поза составляет для малоподвижных детей, так как мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении не получают у них должного развития.
Существует несколько типов нарушений осанки, у каждого из которых есть свои характерные признаки.
1. Круглая спина
2. Кругло-вогнутая спина
3. Плоская спина
4. Сколиотическая осанка
5. Сколиоз
Самое эффективное средство профилактики нарушений осанки – это физические упражнения.
Особое внимание при работе с дошкольниками надо уделять упражнениям, вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения лучше выполнять из положений лёжа и сидя. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали дыхание, держали голову прямо, плечи расправлены, живот подтягивали. Темп выполнения большинства упражнений не быстрый, спокойный, чтобы дать возможность ребенку потянуться, как говорится проработать мышцы. Одно и то же упражнение при разучивании выполнять медленно, а при его повторении – быстрее. В процессе выполнения ф/у применяется произвольное дыхание: выдох совпадает с опусканием рук, хлопком, наклоном.
Вот некоторые физические упражнения для коррекции осанки у детей.
Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек. , расслабление - от 6 до 12 сек.
Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
- Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
Игры – упражнения для формирования правильной осанки.
Жучок на спине.
И. п. – лежа на спине, руки и ноги в свободном положении. Представим, как с ветки на землю упал жучок, но упал не удачно. Оказался на спинке и пытается перевернуться на животик, чтобы уползти. Изображение барахтанья лапками в разные стороны. Раскачивание на спинке с боку на бок (боковаякачалочка). Попытка рывком перевернуться на бок, а затем встать на локти и колени. Во время барахтанья не помогать головой и плечами, раскачиваться туловищем. В конце игры ребенка можно спросить: «Какая часть тела поддается раскачиванию легко, а какая остается неподвижной? », «Какой ты жучок? », «Что у тебя есть (лапки, крылышки, панцирь? », «Какого твое настроение? ».
Не расплескай воду.
И. п. – стоя, ноги вместе. Руками палка удерживается на лопатках (коромысло). Ребенок представляет, что необходимо зачерпнуть ведрами воду из колодца и донести ее до дома. Наклон в правую, затем в левую сторону (импровизация зачерпывания воды). Гордой легкой походкой он передвигается с «коромыслом».Условия: палку – коромысло можно держать двумя руками на уровне плеч, шире плеч, одной рукой, но в любом случае она должна быть перпендикулярна по отношению к телу и параллельна полу.
С детьми младшего и среднего дошкольного возраста для проверки осанки можно использовать шутливые стишки и присказки.
Проверочка осаночки.
Хватит спинушку качать,
Надо лечь и отдыхать.
Я на коврике лежу,
Прямо в потолок гляжу.
Лежат ровно пяточки,
Плечики, лопаточки.
Спинка ровная, прямая,
А могла бы быть кривая.