Консультация логопеда для воспитателей «Пальцы помогают говорить»

04.05.2014 23:40


 

Воспитатель ни в коем случае не должен

Навязывать свою волю ребёнку. Он должен

 Лишь способствовать естественному росту,

 Создавать условия для развития его природы.

                                                                                           Жан ЖакРуссо

:

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек,  в которых сочетаются речь и движения рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с  речевыми нарушениями очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.      

Педагоги, работающие с детьми, имеющими речевые нарушения, хорошо знают о том, как сложна и важна работа по развитию мелкой моторики пальцев.

Эффективной она будет лишь при условии систематического ее проведения с детьми, с учетом их возрастных особенностей и при постоянном поддержании интереса к занятиям. Занятия проводятся в течение года с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Для удобства работы педагога упражнения, проводимые на занятиях с детьми каждой возрастной группы, представлены в виде календарного понедельного плана (у логопеда).

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии).

Форма работы может быть разной: и с целой группой детей, и с маленькими подгруппами. Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя.