«Решение задачи ФГОС «формирование социокультурной среды – через организацию взаимодействия с социальными институтами села».

11.04.2014 21:27

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 муниципального образования Щербиновский район село Ейское Укрепление.

Выступление на педагогической площадке

«Проектирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС».

           старший воспитатель            Г.В.Пятакова                       2014 год.

              

Сегодня для нас, педагогов, остро встает проблема литературного образования детей, приобщение их к чтению. Нас беспокоит вытеснение книги источниками информации: телевидением, компьютерными играми, видеопродукцией, поэтому главная цель –  вернуть уважение к книге, приобщить к чтению детей и родителей.

  «Чтение – это привычка, которой не учат, а которой заражаются», и привычка эта должна появиться  у ребенка в самом нежном возрасте, а «заразить» ею можем мы, взрослые, находящиеся рядом с детьми – родители, воспитатели, библиотекари.

Защита чтения детей, поддержка интереса к нему встала в ряд задач государственной важности. Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов - предложения. Значит ли это, что он тут же начинает любить чтение? Конечно же, нет. Как помочь ребенку перевалить через эту таинственную “точку Икс”, за которой ему откроется новый чудесный мир - мир книг? Создание оптимальных условий для формирования устойчивого читательского интереса – стало задачей, решаемой на основе сотрудничества детского сада и детской библиотеки. Дружба  сельской библиотеки и нашего дошкольного учреждения длиться вот уже пять лет. За это время в царстве книг побывали десятки ребят. В  библиотеке для  детей детского сада регулярно проводятся  конкурсы, викторины, выставки детских работ, развлечения и т.д. При помощи творческих мероприятий, куда вовлекаются как дети, так и взрослые, решается задача привития детям интереса к чтению.

В начале учебного года  совместно с  заведующей  библиотеки  Барилкиной  Ольгой Александровной  составляется план работы с дошкольниками детского сада. Между учреждениями  заключается договор, в котором прописано творческое сотрудничество библиотеки и детского сада на  год.

Библиотека, дошкольное учреждение и семья – три важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка в современном мире необходимо их взаимодействие. В нашем случае сельская библиотека выступает, как главный центр читательского развития детей дошкольного возраста. В ней осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми. Равноправный диалог ребёнка и взрослых их интеллектуальность и духовное партнёрство.

Особая роль библиотеки раскрывается в непосредственном участии в жизни детского сада, предоставлении разнообразной информации о всех аспектах   жизнедеятельности; в решении задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций.

С взрослением в жизни ребёнка наступает такой момент, когда происходит знакомство с большим количеством книг, находящимся в залах библиотеки.

 И как я уже говорила,  в течение 5-ти лет мы систематически проводим экскурсии в сельскую библиотеку. Когда дети первый раз приходят в библиотеку на пороге нас встречает библиотекарь Гриценко Валентина Петровна, и проводит в зал – абонент для детей младшего возраста, который в дальнейшем становится для детей « родным и узнаваемым».

 Здесь на видном месте стоят книжные выставки со знакомыми картинками, много игрушек-поделок и рисунков из знакомых сказок, забавных и непривычных вещей: между книгами стоят яркие разделители, на стеллажах стоят различные книги. Всё интересно, всё приковывает взгляд. В ходе первой экскурсии  хозяйка абонента, Валентина Петровна, обращает внимание детей на то, что в зале находится много книг, но ни одна из них не валяется, как попало, а все стоят на своём месте, около своего буквенного разделителя (по фамилии автора или же по теме) и на своей полочке. Дети знакомятся с такими понятиями как: библиотека, библиотекарь, стеллаж, читательский формуляр и на прощание обязательно Валентина Петровна дарит детям для игры в библиотеку читательские формуляры и записывает детские книги.

    Пробудить у ребенка интерес к книге – одна из главных задач выставочной работы в детской библиотеке. Для этого сотрудники отдела стараются сделать выставки кра­сочными, интересными, познавательными, привлекаю­щими внимание детей. Наши дети, в свою очередь приносят свои рисунки и размещают их на выставке в библиотеке.

     Между библиотекой и детским садом существует и обратная связь. Один раз в две недели в четверг  библиотека приходит в гости к детям. Валентина Петровна приносит книги в детский сад, в музыкальном зале организуется мини выставка книг. Ребёнок имеет возможность выбрать ту книгу, которая нравится ему, с теми иллюстрациями, которые ему приятны.

     Важная роль в воспитании молодого поколения, формирование у него системы нравственных ценностей и ориентиров, несомненно,  принадлежит семье. Одна из задач педагогов нашего детского сада - помочь семье в литературном развитии ребенка, формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. В связи с этим в детском саду  воспитатели возрастных групп проводят консультации, рекомендации для родителей по данному вопросу. В родительские уголки размещаются памятки, например: "Как поддержать интерес к чтению", «Советы от Мудрой совы» и др.

     Первые небольшие результаты радуют: у большинства детей проявляется устойчивый  интерес к книге, дошкольники  внимательно и заинтересованно слушают воспитателя и библиотекаря, проявляют бережное отношение к книге.

Дети используют книгу в общении и игре, а главное, что малыши, взяв родителей   за руку,  с желанием идут в библиотеку и становятся постоянными читателями. За последние 2 года десять семей осуществили подписку на читательский  абонемент в сельской библиотеке.

    В заключение хотелось бы сказать, что совместное чтение детских книг помогает родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления, достойные примеры для подражания.

   Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой -  мы ожидаем высокое качество образования, его доступности, открытости и привлекательности для детей, их родителей. Это наш общий успех взаимодействия: «ребенок – семья – детский сад – библиотека». Будем расти вместе.